ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ КРЕДИТ МВФ, ПРЕЗИДЕНТ СОГЛАСИЛСЯ ПОДНЯТЬ ЦЕНЫ НА ГАЗ?

Информационные агентства поспешили передать "радостную весть" с проходившего на днях в швейцарском Давосе экономического форума:

Петр Порошенко пошел на все условия МВФ для выделения нашей стране очередного транша МВФ (что подтверждало и расплывшееся в довольной улыбке лицо президента Украины на его встрече с главой фонда Кристин Лагард).

ИНВЕСТОРЫ К НАМ ВСЕ РАВНО НЕ ИДУТ…

Естественно, сразу же возникает мысль о так называемой "цене вопроса" (т.е. чем это "аукнется" украинцам). Но для этого необходимо сначала выяснить следующее: для нас и в самом деле так важен кредит Международного фонда? Смогли бы мы вообще обойтись без него? Ключевая идея здесь в том, что кредитование МВФ (даже на небольшую сумму, как в нашем случае) якобы является положительным сигналом для инвесторов по всему миру, что этой стране, мол, можно доверять, т.е. инвестировать в нее очень большие капиталы. Увы, в нашем случае это никак не работает - инвесторы к нам не шли и не идут, поскольку на самом деле МВФ все это время не может добиться от Украины выполнения ряда важнейших условий, как экономических, так и политических.
Тут надо сделать уточнение: когда руководство Украины упрекают в том, что оно добровольно распрощалось с большой частью суверенитета страны, попав под внешнее управление, прежде всего МВФ, фактически "надиктовывающего" нам внутреннюю политику, то сразу же упоминают о его политических требованиях, но... Для самого МВФ, как для любого нормального акционерного общества, важно получить гарантии возврата своего кредита с процентами. Поэтому выдвигаемые фондом политические требования для него самого носят абсолютно экономический характер. Как, например, ставшее в последнее время камнем преткновения на переговорах Украины с МВФ создание Антикоррупционного суда (которого, кстати, нет ни в одной другой стране, но ни в одной развитой стране мира нет и такой в целом прогнившей судебной системы!).
Как известно, Венецианская комиссия раскритиковала президентский проект закона о таком суде, переданный главой государства в Верховную Раду, поскольку в нем записано о том, что решение группы независимых международных экспертов по отбору кандидатов в члены такого суда носит лишь рекомендательный характер (так, конечно же, удобнее Администрации президента, поскольку в таком случае на рекомендацию независимых экспертов можно, грубо говоря, наплевать и "выбрать" в этот суд удобных людей). Конечно, и выводы Венецианской комиссии носят рекомендательный характер: страна может к этим пожеланиям не прислушаться. Однако выводы комиссии непременно становятся позицией и Евросоюза, и МВФ, который заботится, повторим, о возврате своего кредита. А для этого необходимо, чтобы высокопоставленные украинские чиновники не могли, грабя страну, по-прежнему беспрепятственно выводить украденные капиталы в офшоры, а попадали за подобное на скамью подсудимых в Антикоррпуционном суде, с созданием которого в Украине все тянут... Как видим, вроде бы чисто политическое условие на самом деле преследует абсолютно экономическую цель.

ЧЕГО СТОЯТ УКРАИНЦАМ КРЕДИТЫ МВФ

По-прежнему остается без ответа и главный вопрос о том, а нужен ли нам вообще кредит МВФ? Тем более что за всю историю подобного кредитования МВФ так и не помог своими деньгами ни одной стране выбраться из кризиса или многолетней стагнации (для этого необходимо колоссальное инвестирование помимо МВФ, чего нашей стране, в отличие от некоторых других, повторим, добиться не удается). К сожалению, актуальность этого вопроса потеряла остроту по той простой причине, что руководство Украины давно и прочно село на эту "кредитную иглу". И сегодня смысл дальнейшего кредитования МВФ, за которое так бьется нынешняя правящая команда, не в том, чтобы с его помощью все же попытаться вырвать страну из многолетнего кризиса, а в том, чтобы этими деньгами хотя бы вовремя рассчитываться по прежним долгам!
Критиков подобного правительственного курса, как говорится, давно "терзают смутные сомнения" по поводу того, что деньги, полученные от МВФ, шли не только в счет пополнения золотовалютного резерва для погашения предыдущих долгов (как записано в договоре с МВФ), а еще и на рефинансирование банков и в итоге выводились из страны. Механизм довольно простой: правительство получает деньги МВФ, размещая их на своих счетах и... одновременно печатая под этот появившийся очередной миллиард долларов наши гривни, которые и передает на рефинансирование банков. А "проверенные" клиенты банков, получая эти гривни в кредит, проделывают обратную операцию - переводят их опять в валюту и... выводят из страны!
Как это можно подтвердить? А чем же еще, говорят оппоненты нынешней власти, можно объяснить такую сумасшедшую девальвацию именно в 2015 году, когда правительство Яценюка получило первые транши от МВФ? Ведь именно тогда сразу после получения пяти миллиардов долларов от МВФ гривня девальвировалась в два раза, а инфляция достигла 43%.
Выходит, что именно ради этого правительство А. Яценюка подняло тогда до небес коммунальные тарифы, изменив жизнь чуть ли не половины украинских семей, которые без субсидий от государства, как говорится, пошли бы по миру... А затем уже и правительство В. Гройсмана пошло на такой же тяжелейший для народа шаг, фактически подняв пенсионный возраст (это было названо Пенсионной реформой), поскольку МВФ настаивал на сокращении дефицита денег в Пенсионном фонде...

БЕРУТ, ЧТОБЫ ТУТ ЖЕ ОТДАТЬ И… ОСТАТЬСЯ У ВЛАСТИ!

Возвращаясь же к вопросу о том, зачем правительству так нужны эти кредиты МВФ (даже если отбросить "смутные сомнения" о воровской судьбе этих миллиардов долларов), приходится согласиться с тем, что они теперь нужны лишь для того, чтобы... вовремя отдавать взятое у МВФ в долг ранее. И все. Но и это крайне важно именно для нынешнего руководства страны. А долгов накопилось 12 миллиардов долларов. Считая и младенцев, каждый украинец не по своей воле (а "спасибо" правительству) уже задолжал МВФ по 284 доллара (это если по инерции считать, что нас 42 миллиона, хотя переписи населения давно не было - правительство, видимо, не случайно тянет с этим, чтобы не ужасаться полученному результату...).
На сайте МВФ размещена информация о том, что в этом, 2018 году мы должны вернуть фонду 2,352 млрд долларов, в 2019-м - 1,823 млрд, в
2020-м - 1,275 млрд, в 2021-м - 1,472 млрд (а остальное - до 2025 года). Правда, в 2018 году предстоит вернуть и другие долги. Но, как подсчитали эксперты, с этим мы смогли бы справиться и без транша МВФ, правда, по выражению одного из экспертов, продолжали бы жить так же, как и в предыдущем, 2017-м (т.е. не хуже, но и не лучше). А вот в следующем, 2019 году предстоит отдавать такое количество долгов, что без транша МВФ золотовалютные резервы страны резко уменьшатся. И возникает угроза дефолта, когда страна не сможет вовремя рассчитаться с международными кредиторами, объявив себя банкротом!
А ведь именно в 2019 году в Украине предстоят выборы, в частности уже в марте президентские. Каковы могут быть политические последствия, если МВФ не даст кредит? Можно не сомневаться, что в условиях дефолта результат выборов будет явно не тот, на который рассчитывает власть. Значит, именно ей-то эти транши и нужны кровь из носу! И руководство страны вполне может рассчитывать по крайней мере еще на два транша уже в этом году (МВФ обычно приостанавливает кредитование за полгода до выборов): в мае и ближе к концу лета. Но, естественно, при условии выполнения требований МВФ (а дальше программа кредитования с МВФ вообще заканчивается).
Итак, в Давосе президент, кажется, договорился о кредитах, пойдя на условия МВФ. Какие? Основное требование, напомним, - это создание наконец Антикоррупционного суда. Причем в Администрации президента согласились переделать свой законопроект с учетом замечаний Венецианской комиссии, что, конечно же, найдет поддержку у всего общества. Ведь в мировых рейтингах коррупции Украина занимает 131 место из 170 стран (по коррупционным каналам из страны ежегодно уплывает от пяти до десяти миллиардов долларов, что население страны ощущает на собственных худеющих кошельках без всяких мировых рейтингов).
Однако если Антикоррупционный суд действительно будет создан, то высокопоставленных коррупционеров он тут же начнет сажать за решетку (главная причина того, почему его у нас до сих пор нет)?! Но, похоже, перед поездкой в Давос уже все было просчитано: пока соответствующий закон будет принят, а суд сформирован, первых реальных "посадок" от него можно ожидать лишь в следующем году, а главное - после выборов. Так что риск для тех, кто рассчитывает продлить свою власть, минимален.

ПОВЫШЕНИЯ ЦЕНЫ НА ГАЗ НЕ ИЗБЕЖАТЬ…

А вот выполнение другого требования МВФ обернется настоящей бедой для абсолютного большинства украинцев. Речь идет о повышении цен на газ для населения и предприятий коммунальной сферы (что потянет за собой и рост тарифов на отопление). Как известно, по правительственному Постановлению №187, согласованному с МВФ еще в марте прошлого года, в октябре 2017 года цена газа должна была повыситься на 17,6%. Если помните, премьер-министр
В. Гройсман, ранее привселюдно обещавший не поднимать цену на газ, воспротивился. Но, судя по довольному лицу П. Порошенко на форуме в Давосе, и это требование МВФ будет выполнено. Эксперты полагают, что теперь избежать повышения цены на газ скорее всего с апреля не удастся. Хотя оно может и не быть таким большим. Тем более что Минэнерго уже подготовило проект нового постановления, по которому газ с апреля дорожает на 8,3% (вроде не так много, хотя газовый тариф и без того уже неподъемный для миллионов украинских семей). Словом, последствия "победы в Давосе" (как у нас привычно называют достижение подобных договоренностей) мы в полной мере почувствуем уже скоро. И, как, видимо, считают сами "победители", успеем к ним привыкнуть и смириться за год, остающийся до выборов.

А. БОРОДИН


Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 212 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира