СУБСИДИИ НА ЖКХ: КАМБИН ВНОВЬ ЗАВЕЛ РАЗГОВОРЫ О «ЖИВЫХ» ДЕНЬГАХ...

Политика уже второго по счету, так сказать, "послемайданного" правительства, когда безудержное повышение коммунальных тарифов

(особенно газового), давно уже не соответствующее платежеспособности значительной части украинцев, дополняется сомнительной компенсацией - раздачей госпомощи половине (!) населения, абсурдна и противоречит здравому смыслу.

коррупционеров устраивает взаимозачет

Нормально государство так существовать просто не может. Не способна обеспечивать эту абракадабру и финансовая система с настоящими полновесными, а не виртуальными деньгами. А в Украине такого нормального механизма и не существует. Вместо него действует система взаимозачетов, построенная на коррупционной основе. Правительство "расплачивается" с коммунальщиками за субсидиантов (сейчас это более пяти миллионов украинских семей, а в нашей Житомирской области, например, более 110 тысяч домохозяйств) не живыми деньгами, которых нет, а некими бумажными протоколами. Те в свою очередь предлагают эти протоколы поставщикам газа в качестве оплаты за приобретенное у них топливо. А поставщики газа за это на них не в претензии, поскольку и сами задолжали в госбюджет огромные суммы налогов, которые и не думают погашать. Кроме того, им вполне хватает тех колоссальных сверхприбылей, которые они получают за продажу населению дешевого газа собственной добычи по умопомрачительной цене импортного топлива, которая складывается на европейском рынке. Очевидно, кое-что от этих сверхприбылей перепадает от газовщиков и авторам такой "политики" - в знак благодарности за нее.
Возможно, сейчас правящая страной команда надеется продержаться на этой мутной схеме весь отведенный ей срок, а там, как говорится, хоть трава не расти... Но назойливо тревожит Международный валютный фонд - уже долгое время единственный наш кредитор, периодически дающий взаймы миллиард-другой под оптимальные проценты.
Ему-то со стороны вся абсурдность такой политики (к которой само украинское общество, увы, привыкло) хорошо видна.  Особенно ее главная составляющая - коррупционная. Поэтому МВФ настаивает на монетизации услуг ЖКХ, которая является эффективным средством борьбы с коррупцией в этой сфере (когда создан прозрачный и точный механизм перемещения живых денег - кому, сколько и за какие услуги, то коррупционерам просто нечего делать).

берем новые займы, чтобы оплатить старые

Однако украинская экономика, пребывающая в тяжелейшем состоянии, обеспечить честную монетизацию, увы, просто не способна. Деградация ее продолжается. Например, как сообщили на днях из Счетной палаты, только на протяжении января-сентября этого года вдвое замедлились темпы роста объемов производства в промышленности - с 3,6% до 1,8%. И бюджет страны наполняется все хуже и хуже (в первом полугодии этого года объем невыполнения плана поступлений общего фонда вырос с 74 млрд грн в первом полугодии до 94 млрд грн по итогам трех кварталов).
Улучшится ли ситуация в обозримом будущем? В связи с последним повышением газового тарифа украинцам придется платить больше за услуги ЖКХ в среднем на 200 грн. Вал неплатежей только увеличится. И несмотря на ритуальные призывы президента увеличить помощь нуждающимся, в проекте бюджета на следующий год планируется резкое сокращение финансирования субсидий. В Счетной палате не скрывают и того, что по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года резко сократились и поступления иностранных инвестиций (правительство, настаивая на необходимости нового кредита от МВФ, пугает общество дефолтом, главная беда которого в том, что такой стране никто не дает взаймы, хотя в этом смысле мы уже давно живем в состоянии необъявленного дефолта...).
И в долгах мы сейчас оказались таких, что руководство страны просто не знает, как выбраться из этой ямы. Самый большой объем выплат по внешним долгам падает уже на следующий, 2019 год - почти 1,9 млрд долларов. Чтобы отдавать такой долг, наша экономика должна расти на 4-5% в год, а что происходит с ней сейчас, выше уже сказано... Думаете, это случайное совпадение, что МВФ обещает все же дать Украине взаймы в качестве нового транша именно такую же сумму? Сейчас по факту наша страна лишь перекредитовывается у МВФ: берет новые займы, чтобы оплатить старые долги. И в этих тяжелейших условиях переходить на монетизацию?!
Тем не менее правительство время от времени вынуждено заводить разговор о планах по внедрению монетизации коммунальных услуг. Буквально на днях премьер-министр В. Гройсман вновь высказался на эту тему. Опять разговор! Причем приуроченный к посещению миссии МВФ. Ну, а само якобы "внедрение", естественно, намечено на более поздние сроки (в нашем случае это вполне совпадает с тем временем, когда в стране должен поменяться президент и, неизбежно, правительство, поэтому кто будет "внедрять" и будет ли вообще, большой вопрос).

«монетизация по-украински»

О чем же на сей раз поведал премьер? Переход к монетизации, в очередной раз планируемый на будущее, произойдет в три этапа. Но не с 1 января будущего года. Сначала, оказывается, нужно подготовиться, т.е. принять нормативные акты, открывать лицевые счета в банках тем, кто получает субсидии. Причем до 1 мая 2019 года якобы обещано открыть счета не всем, а лишь тем, кто обратился за субсидией впервые (не пяти миллионам субсидиантов, а лишь 150 тысячам). Затем после 1 мая обещают "монетизировать" тех, кто получает помощь и тогда, когда нет платежей за отопление (это уже около 2 млн чел.). И только потом, до 1 октября следующего года, возможно, дойдет очередь и до остальных.
"Именно на лицевые счета граждан будем направлять доплату государства за уплату жилкомуслуг, - уточнил премьер, - а уже оттуда средства должны попадать к теплопоставщикам и другим поставщикам комуслуг". А пока, оказывается, у нас, по словам министра соцполитики А. Ревы, уже состоялась "частичная монетизация" (?!). То есть уже сейчас происходит то, что в дальнейшем, даст Бог, будет, очевидно, названо "полной монетизацией". На руки будут выдавать не все деньги, как давным-давно было обещано (и что давало бы право называть планируемое действительно монетизацией, а не каким-то ее уродливым вариантом), а лишь сумму, сэкономленную на оплате ЖКУ по итогам сезона.
Словом, те, кто истратил на обогрев меньше нормы на 100 куб. м газа и более, а также на 150 кВт/ч электроэнергии и более, уже получают на руки соответственно по 700 грн и 130 грн. И поминают правительство "незлим тихим словом". Ведь остальная экономия, если она, конечно, есть, идет в госбюджет. Это и есть "монетизация по-украински". Но ведь реально сэкономить на субсидиях смогут только те, кто живет в частных домах, обогреваясь газом и электричеством. Горожане же сберечь газа и "тока" почти не могут. Ведь нормы потребления, и без того довольно жесткие, скорее всего будут еще сокращены, чтобы платить меньше субсидий (например, в правительстве уже давно идут разговоры о том, что действующую норму в 4,5 куб. м/месяц на кв. м для утепления дома нужно сократить до 4 куб. м). А на центральном отоплении вообще ничего невозможно сэкономить по определению!
Вот и выходит, что, кроме периодически возникающих разговоров о внедрении монетизации, вся она у нас сводится пока что лишь к тем 700 гривням, которые получают на руки экономные хозяева частных домов (а все остальное, повторим, уходит в госбюджет)... Правда, тот же А. Рева пообещал, что по новым правилам, если человек сэкономил газ или электроэнергию по сравнению с нормой потребления, ему в 2019 году выдадут всю стоимость экономии, но по окончании отопительного сезона.

обещания множатся, как грибы после дождя

Вообще чем ближе президентские выборы в марте следующего года, тем больше обещаний от нынешних властей. Обещания и замечательные планы на следующий год появляются, как грибы после дождя. И они столь же "реальны", как и, например, заверения министра соцполитики в том, что денег в бюджете на следующий год вполне хватит на "живые" выплаты. Сравните, в нынешнем году на субсидии было выделено более 72 млрд грн, а в проекте госбюджета на следующий год (после резкого повышения газового тарифа, причем не последнего) заложено... 55 млрд грн. Слишком похоже на то, что власти пока просто не понимают, как осуществить монетизацию на практике.
Но, как видим, Кабмин на днях вновь пообещал рассчитываться с субсидиантами "живыми" деньгами вместо ныне существующей порочной системы взаимозачетов. Естественно, в будущем. Интересно, займется ли наконец следующее правительство своим прямым делом - не липовыми реформами, а возрождением национальной экономики и на ее основе реальной социальной политикой в интересах граждан страны? Или продолжится грандиозная "тарифно-субсидийная" афера?

А. БОРОДИН

 


Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 152 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира