ЛЬГОТНИКИ: ПОЕДЕМ ЗА «ЖИВЫЕ» ДЕНЬГИ

Читателей "Эхо" (особенно горожан) продолжает волновать грядущая монетизация транспортных льгот.

Хотя и принято правительственное постановление о том, как дополнительные "живые" деньги к их обычным выплатам будут выдавать на руки льготникам, чтобы они сами оплачивали свой проезд, но все же многое требует разъяснений.

Тем более что, как следует из этого постановления, монетизацией будет заниматься вовсе не правительство, а местные власти (постановление Кабмина лишь устанавливает главные правила этого новшества). Причем местные власти даже могут... вообще не проводить монетизацию - это их право, а не обязанность. Поэтому сегодня еще нет точной информации о том, будут ли, а если будут, то как именно внедрять это новшество местные власти в нашей области. А вот о тех обязательных правилах осуществления монетизации, которые прописаны в правительственном постановлении и которые обязаны соблюдать при этом местные власти, стоит читателям напомнить.
Кстати, практически никто уже сегодня у нас (и прежде всего правительство страны) не сомневается в полезности самой монетизации. Тем более что она считается важнейшим инструментом, очищающим взаимоотношения властей с перевозчиками от коррупции (отсутствие достаточно достоверной методики подсчета количества льготников, перевозимых транспортными фирмами, - это та самая мутная вода, в которой прохвостам удобнее ловить "рыбку", да и с бюджетными средствами, отпущенными на компенсацию перевозок льготников, легче "маневрировать" в пользу своего кармана...). Поэтому на монетизации этих льгот (а также и других преференций, например, субсидий) так настаивают наши западные сторонники. Тем более что подобная монетизация уже давно осуществлена во множестве стран, включая и те, которые вовсе и не нуждаются в западной поддержке (например, РФ).
Значит ли это, что монетизация транспортных льгот выгодна абсолютно всем - и властям, и транспортникам, а главное - самим льготникам? В том-то и дело, что все здесь зависит от органов местных громад, которые могут, повторим, вообще не проводить монетизацию (и оставить все как есть, т.е. оставить финансирование льгот в прежнем виде - в безналичном), а могут провести ее действительно в интересах прежде всего самих льготников. В чем же здесь может быть выгода льготнику?
Дело в том, что, получив "живые" деньги на руки, льготники, сократив число своих поездок, могут потратить их на другие нужды. Это касается тех, для кого частые поездки не столь уж необходимы. И в первую очередь речь идет о тех льготниках, которые живут в селе и транспортом практически не пользуются. Считается, что в этом случае монетизация льгот обеспечивает более равное предоставление льготникам их социальных (и предусмотренных законом) прав.
Хотя льготникам, которые чаще других пользуются транспортом (это в основном жители городов, которым по различным нуждам приходится преодолевать большие расстояния), скорее всего особо радоваться монетизации не придется. В письмах, которые получает от них редакция "Эхо", содержится, например, опасение, что выдача денег всего на 30 поездок в месяц (эта цифра названа в правительственном постановлении) - это мало. Здесь нужно уточнить: правительство в своем постановлении установило лишь минимальные гарантии - не менее (!) тридцати поездок в месяц. И меньше поездок местные власти финансировать льготникам на проезд не имеют права. А вот больше - пожалуйста: хоть 60, 100 поездок в месяц. Лишь бы хватило средств на это в местном бюджете.
Увы, это теоретические рассуждения. Ведь бюджеты многих громад не столь велики. По крайней мере они такими были до начала децентрализационной реформы. Дело в том, что именно за счет децентрализации местные власти получили дополнительные финансовые ресурсы. Например, уже в прошлом году за счет этого местные бюджеты увеличили свои доходы почти на 50 миллиардов гривен! Да еще из центра они в 2017 году получили субвенций 197 миллиардов гривен. Ресурс колоссальный. Как его использовали? К сожалению, в конце года (и это, между прочим, повторяется почти каждый год) на счетах местных органов власти оставалось более 45 миллиардов гривен (?!). Местные власти, в том числе и кое-где в нашей Житомирской области, из-за своей нерасторопности, неумелости или инертности не сумели распорядиться этими средствами, которые могли бы пойти и на строительство школ, и на ремонт дорог, и на социальную поддержку нуждающегося в ней населения.
Как будет с монетизацией транспортных льгот? Конечно, потребуется контроль громад над действиями местных органов власти. В том числе и за тем, как местные власти будут реализовывать и те права (к сожалению, не обязательные), которые предоставляет им правительственное постановление, а также и содержащиеся в нем обязательные правила.
К таким правам, которые предоставляются местным властям, относится не только финансирование количества поездок в месяц (повторим, не менее тридцати!), но и установление размера суммы компенсации для определенных категорий льготников. Да и вообще они сами смогут расширить перечень льготных категорий.
В этой связи напомним, какие именно категории граждан сейчас пользуются правом на льготный проезд в общественном транспорте. Это лица, пострадавшие вследствие чернобыльской катастрофы, отнесенные к категории 1; участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отнесенные к категории 2; дети в возрасте от шести лет, пострадавшие от чернобыльской катастрофы, которым установлена инвалидность, связанная с чернобыльской катастрофой; участники боевых действий; лица, получившие инвалидность вследствие войны; дети в возрасте от шести лет из многодетных семей; ветераны военной службы, органов внутренних дел, национальной полиции, налоговой милиции, государственной пожарной охраны, Государственной уголовно-исполнительной службы, службы гражданской защиты, Госспецсвязи. А также родители военнослужащих, погибших, умерших или пропавших без вести во время прохождения воинской службы; лица с инвалидностью, дети с инвалидностью в возрасте от шести лет и лица, сопровождающие лиц с инвалидностью 1-й группы или детей-инвалидов; реабилитированные лица, получившие инвалидность вследствие репрессий или являющиеся пенсионерами.
Все они претендуют на монетизацию транспортных льгот. А также и пенсионеры, которым в нашей области предоставлено право бесплатного проезда. Но кроме этого, правительство в своем постановлении заложило норму об увеличенных гарантиях для некоторых категорий. Скажем, для тех, кто имеет льготу не только на местном транспорте, но и право на льготу в оплате проезда на международных маршрутах. В данном случае речь идет о размере ежемесячной наличной выплаты.
Вообще-то размер такой компенсации устанавливается исходя из средней стоимости проезда в коммунальном транспорте (естественно, в случае подорожания проезда размер наличной выплаты также увеличивается со следующего месяца). Но для людей, пользующихся льготой при поездках на междугородных маршрутах, размер ежемесячной наличной выплаты увеличивается на 20 процентов. А во-вторых, такая выплата лицам с инвалидностью 1-й группы или детям с инвалидностью, в возрасте старше шести лет, должна осуществляться еще и в двойном размере.
Точно так же в двойном размере должна быть и выплата лицам с инвалидностью 1-й и 2-й групп и детям с инвалидностью, в возрасте старше шести лет, которые обучаются в учреждениях общего среднего, профессионального или профессионально-технического, а также высшего образования, или же проходят реабилитацию (словом, студентам с инвалидностью, например, должны будут выплачивать деньги на транспортную льготу в... четвертном размере!).
Ну а сам механизм будущей выплаты "живыми" деньгами на проезд льготников в правительственном постановлении прописан достаточно подробно. Наличные выплаты осуществляются ежемесячно - до 20 числа следующего месяца службами соцзащиты населения. С пенсионерами и получателями госпособий все просто - им деньги зачисляются на текущие счета в уполномоченных банках или на выплатные объекты почтовой связи (т.е. там, где они обычно и получают свои пенсии и другие выплаты). А те, кто еще не вышел на пенсию, откроют личные банковские счета, на которые по их заявлениям им будут зачислены эти средства.
Как видим, практически все в монетизации транспортных льгот теперь зависит от местных властей. Но не будем забывать, что деньги на это пойдут из местных бюджетов, основа которых - налог с доходов физлиц, налоги с частных предпринимателей, местных предприятий и другие сборы с местных жителей. То есть это не деньги "власти", а деньги жителей, поэтому и контролировать, насколько удачно они используются для монетизации транспортных льгот, предстоит громадам. Как говорится, государство эту обузу (транспортные льготы) со своих плеч сбрасывает. Как всегда, фактически на плечи самого населения. Поэтому нужно постараться, чтобы эта новация принесла нам как минимум больше пользы, чем вреда.

А. КОВАЛЬСКИЙ

 


Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 99 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира