МОИ ИЗРАИЛЬСКИЕ ЗАМЕТКИ

От нашего специального корреспондента на Ближнем Востоке Светланы Михалевой

ЗДЕСЬ ДЫШИТСЯ ЛЕГКО…

На рынках Израиля торгуют исключительно мужчины. Еврейские кибуцы (сельхозпредприятия) по нашим меркам чуть ли не коммунизм. Субботний шопинг у арабов...

Об этом шла речь в прошлых опубликованных в газете дорожных заметках нашего спецкора по Ближнему Востоку Светланы Михалевой. Сегодня их продолжение.
Мошав, что в переводе означает еврейская деревня, - явление загадочное даже для самих израильтян. Ямка - знаменитый израильский мошав, где делают сыры, расположен в окрестностях Нагарии, находящегося в девяти километрах от Ливанской границы. Несмотря на такое опасное соседство, в этом регионе, где имеются лишь небольшие отличия (местные жители освобождены от налогов), жизнь течет своим чередом.
Ямка, как и большинство сельских поселений, представляет собой не отдаленную провинцию на севере страны, а скорее городскую периферию с развитой торговой складской сетью, транспортной, энергетической и прочей инфраструктурой. Назвать этот симбиоз природы и городской цивилизации колхозом, как я раньше себе это представляла, было бы большой ошибкой. Слишком все цивилизованно, колоритно и в еврейском исполнении по-европейски ухоженно. Красиво, а главное - доброжелательно. Такую модель точно не построишь из-под палки.
В Ямке можно без опаски для здоровья снять с любого дерева мандарин, и тебе за это ничего не будет. Я хотела увидеть это своими глазами, составить собственное мнение, увезти с собой воспоминания. Опираясь на личные впечатления, могу сказать, что я в восторге от увиденного в деревне! Ведь что может быть чудеснее умиротворенных прогулок по зеленым долинам, жизни на настоящей ферме, пропитанной запахом парного молока и хвои! Пресытиться этим, пожалуй, невозможно.
Я прошла к самому центру мошава, мимо живописных домов, утопающих в зелени. Один дом красивее другого. Фотографироваться можно где угодно. Многие горожане после окончания институтов, устроившись работать на заводы, которые преимущественно располагаются в горах, снимают домик в деревне, где и воздух чище, и условия жизни хорошие, и аренда жилья, ни в чем не уступающего по условиям городскому быту, намного ниже.

Без шабатов и выходных

Царство природы и сельского хозяйства ждет гостей ежедневно - без шабатов и выходных. Именно на субботу и по большим праздникам приходится самый большой наплыв туристов и наибольшая прибыль мошава от торговли. В седьмой день недели, данный Всевышним для отдыха, покоя и радости, операции купли-продажи запрещены по всей стране. Соблюдение Божественных Законов на государственном уровне продиктовано священным еврейским писанием - Торой, дающей толкование субботним ограничениям. Дескать, в шабат еще никогда манна не выпадала, зато в пятницу иудеи получают двойную порцию. Как уверяют соблюдающие шабат евреи, захочешь в субботу поесть, Бог накормит и без магазинов. В израильской деревне одних в субботу кормит Бог, других - предприимчивые работники местной сыроварни, которые используют натуральные ингредиенты с живописной израильской фермы. Поэтому на продукцию сельских сыроделов всегда есть спрос. А покуда есть спрос, есть и предложения.

Одних в субботу кормит Бог, других - израильские фермеры

Члены мошава ничего не имею против советов Всевышнего и, соблюдая его указания, все же не отказывают себе в мирских затеях, связанных со сбытом продукции. Кстати, занимаются они своей предпринимательской деятельностью не тайком, а с позволения государства. Пару лет назад торговля в кибуцах и мошавах в выходные и праздничные дни была признана легальной. До этого израильским фермерам приходилось завидовать своим коллегам-арабам, не соблюдающим шабат, у которых, в отличие от евреев, в седьмой день недели торговля кипела. Израильская прокуратура, движимая "лучшими побуждениями", навеянными из Кнессета, вела непримиримую борьбу с субботними заробитчанами-евреями. Но как только Кнессет пополнился более вменяемыми депутатами, ничего не имеющими против субботнего шопинга на свежем воздухе, деревенская жизнь оживилась. А в Ямку стали регулярно наведываться приезжие со всего Израиля, одержимые желанием расслабиться после тяжелых будней. Сразу же при въезде находится цирим - гостиничный двор. Здесь останавливаются целыми семьями, в том числе и религиозные евреи. Каждый может отведать продукцию прямо с сыроварни, угоститься в молочном ресторане, увидеть фермерский двор во всей его красе, полюбоваться на откормленных ручных коров, которые берут еду с рук, как белки. Люди берут с собой детей, чтобы те не только осмотрели сельские достопримечательности, но и воочию оценили вклад сельских тружеников в развитие страны. Дети не только резвятся на природе, но и могут поучаствовать в процессе сельхозработ: подобрать сено, убрать в стойлах, покормить поголовье. Таким образом родители пытаются с самого раннего детства приобщить своих отпрысков к труду, чтобы те знали и другую сторону медали - какими усилиями дается картинка сытой израильской жизни.

Кто-то верит в Аллаха, кто-то в Иисуса

Удивительное дело, но, находясь на арабской территории, я почти не встречала женщин, разгуливающих по улице в хиджабе (закрытой одежде. - Авт.). Большинство из них одеты по последнему слову современной моды. Даже побогаче еврейских девушек, которые предпочитают одеваться по-спортивному. Причем в одной из арабских деревень я насчитала три магазина модной одежды, где в витринах красовались вещи от ведущих европейских производителей. Мне объяснили, что сельским жителям, которые производят свою продукцию и имеют налаженный сбыт, все это по карману. Здесь же имеется чуть ли не самый крупный на карте Израиля супермаркет, где торгуют преимущественно арабы. В одном поселении мирно уживаются арабы-христиане, которые носят крест, употребляют спиртное, выращивают и едят свинину. А также и арабы-мусульмане, и арабы-друзы. Жены христиан в большинстве своем не закрывают лицо, носят джинсы и выглядят вполне респектабельными и современными женщинами. Мусульмане более консервативны в своих взглядах. Женщины, соблюдая традиции, не оголяются, носят головные уборы и закрывают лицо. Но при этом они ездят на шикарных машинах, торгуют в лавках и не прочь пообщаться с туристами. Самые закрепощенные из них, зажатые религиозными догмами, - это арабы-друзы. В отличие от своих братьев-мусульман, уклоняющихся от призыва в израильскую армию, друзы считают своей священной обязанностью исполнить воинский долг. Первое, что бросается в глаза, когда ты встречаешь на улице друза, - это необычный экзотический наряд у представителей мужской половины этого религиозного течения. Широкие шаровары с мотней по колено у друзов - это не модный аксессуар, а мера предосторожности, если вдруг по дороге у одного из них… родится Бог Мощиах! Друзы так же, как и набожные евреи, всегда покрывают голову. В толпе их сразу можно отличить по бороде и причудливому головному убору. Жены друзов являются ярким образчиком мусульманской женщины. Закутанные по самые глаза, они бесшумно снуют по узким улочкам, в любую жару одетые в темные одеяния, закрывающее все участки тела.

Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 144 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира