СУБСИДИЯ - УРОДЛИВЫЙ ВЫКИДЫШ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ГОСУДАРСТВО ПРОДОЛЖАЕТ УРЕЗАТЬ ПОМОЩЬ ГРАЖДАНАМ, ПОСКОЛЬКУ ДЕНЕГ НА НЕЕ НЕТ...

Правительство лихорадочно ищет выход из собственноручно созданного тупика, из которого выхода нет.

Речь идет о фактически потерпевшей крах политике безудержного повышения коммунальных тарифов (особенно газового) и безнадежной попытке компенсировать это беднеющему населению раздачей субсидий.
По состоянию на 1 июля этого года задолженность по предоставленным льготам и субсидиям населению на оплату жилищно-коммунальных услуг составила 8,3 млрд грн (причем 60% из них - просрочены). То есть за первое полугодие казна сумела перечислить субвенции на эти цели лишь 77% от плана.
Министр соцполитики А. Рева вынужден был признать, что на оплату субсидий до конца года дополнительно понадобится "порядка 7 миллиардов гривен", которых, добавим мы от себя, в госбюджете не хватает. Там вообще огромная дыра, ведь выполнение госбюджета нынешнего года провалено. Что же касается субсидий, добавил министр, то в следующем, 2019 году размеры их "будут зависеть от цены на газ".
Все же корень зла, которое принесла украинскому обществу тарифная политика двух последних (так сказать, послемайданных) правительств, в том, как у нас "формируется" цена газа для населения. Между поставщиком этого топлива (а газ мы потребляем по-прежнему российский независимо от того, попадает он к нам непосредственно от "Газпрома" или поступает по реверсу, например, из Словакии...) и нами, потребителями, существуют десятки фирм-прокладок. И цена газа вырастает как на дрожжах, а фирмы эти получают колоссальную прибыль, как говорится, из воздуха. Естественно, за это они платят своим покровителям при власти огромных размеров "откаты" (по признанию знающих людей, средний размер "откатов" - 50%, а в отдельных случаях и 70%!).
Иными словами, в итоговом газовом тарифе огромная коррупционная составляющая. Причем такой же "механизм" существует и когда речь идет о газе собственной добычи. Нынешний тариф смело можно называть налогом на коррупцию, с помощью которого нас всех, потребителей комуслуг, грабят. Кстати, на этом коррупционный механизм не кончается. Ведь те отчисления, которые все же делают в госбюджет эти фирмы-прокладки, затем "распределяют" госчиновники, не забывая и про свой карман. И многие нардепы-законодатели, утверждающие такой госбюджет в Верховной Раде, по сути занимаются тем же. Так и образуется колоссальная дыра в бюджете страны, который, повторим, в этом году начисто провален. А нас всех по сути грабят дважды...
Однако Международному валютному фонду, который озабочен тем, чтобы Украина была в состоянии возвращать прежние долги (а сейчас Кабмин усиленно выпрашивает очередной кредит в 1,9 млрд долларов), нет дела до того, что нынешний газовый тариф для населения страны в значительной степени коррупционно вздут. МВФ требует как непременное условие дальнейшего кредитования, чтобы бюджет страны не нес потерь (нет, не из-за высокопоставленных грызунов, делающих в нем кошмарные дыры) из-за необходимости компенсировать субсидиями расходы на оплату коммунальных услуг, неподъемные для миллионов беднеющих украинских семей. И одновременно требует повышения цены газа для населения аж на 60% (именно настолько вздул себестоимость газа "налог на коррупцию").
С требованиями МВФ пытается спорить премьер-министр В. Гройсман, оттягивая, увы, неизбежное повышение газового тарифа на месяц, потом еще на месяц, еще... Так один литературный герой, щадя свою собачку, купировал (т.е. отрезал) ей хвост не весь сразу, а... по частям! В итоге щеночек, конечно, здох... И в нашем случае перспективы не лучше. Неизбежное повышение тарифа (а неизбежность его в том, что и правительство со своей тарифной политикой, и его ориентация не на подъем отечественной экономики, и значит, благосостояние населения, а на выпрашивание кредита МВФ пока никуда не денутся) ведет к увеличению числа субсидиантов. Но, как мы знаем, денег нет даже на нынешнее количество украинцев, нуждающихся в такой госпомощи. А если им не дать субсидий, то гарантирован вал неплатежей... Тупик!
Что же делает правительство, чтобы оздоровить бюджет? Может, старается очистить механизм формирования тарифов от "налога на коррупцию"? Нет, главная забота Кабмина - максимально уменьшить количество субсидиантов, а также размер самой субсидии (хотя, как мы уже знаем, это не выход). Все же напомним, какие именно изменения в назначении субсидий происходят в этом году (а новый отопительный сезон начнется чуть больше чем через месяц).
В Украине запустили так называемый реестр получателей субсидий, что вполне логично. Хоть эта система работает с перебоями, но уже обнаружила более 20 тысяч граждан, которые умудряются получать двойную (?!) субсидию. Конечно, подобные проверки с целью выявления далеко не бедных субсидиантов будут продолжены. Еще этой осенью списки субсидиантов пересмотрят повторно (это уже второй раз в году, хотя раньше подобную процедуру проводили раз в год).
Еще одно новшество хотят внедрить уже в ближайшее время. Планируется не давать субсидии тем, кто письменно отказался от установки квартирного счетчика газа за счет госпрограммы или поставщика газа. В Украине сложилась такая ситуация, при которой платить по счетчику дороже, поэтому те, у кого нет счетчика, жгут газ без сожаления, не экономя, а украинцы со счетчиками в среднем тратят газа примерно на 30% меньше.
А еще наши чиновники изменили имущественный ценз. С 1 мая 2018 года субсидия отменяется, если площадь квартиры превышает 120 кв. м, а дома - 200 кв. м (кроме детских домов семейного типа и приемных семей). Отныне владельцы их считаются людьми небедными, даже если в этом жилье проживает множество человек. И разделение лицевого счета им в этом случае уже не поможет. Ведь домохозяйство остается одно и адрес один (правда, можно разделить право собственности и установить разные адреса, но процедура эта весьма сложная и дорогая).
И если в собственности семьи есть автомобиль, которому менее пяти лет, субсидию также назначать не будут.
Однако наиболее проблемное новшество касается безработных. Те, кто трудится "в тени", т.е. без официального оформления, а также миллионы выехавших на работу за рубеж, претендовать на субсидию не могут. Таким людям органы соцзащиты автоматически будут засчитывать в доход три прожиточных минимума, т.е. 5286 гривен.
Значит, нужно тем, кто действительно остался без работы, встать на учет в центр занятости. Но даже это не избавляет от угрозы все равно остаться без субсидии. Дело в том, что теперь находиться длительное время на учете в центре занятости и отказываться от предложенной работы, чтобы получать субсидию, не получится. Да, субсидия будет начисляться только в тот период, когда человек получает помощь по безработице (ее размер и учитывается как доход при назначении субсидии), но за отказ от двух подходящих вариантов работы человек снимается с учета!
Конечно, случается, что человек ухитряется обманным путем снизить свои официальные доходы, даже согласившись на предложенную и неплохо оплачиваемую работу: договаривается с работодателем на минималку, чтобы не терять субсидию (или помощь как малообеспеченной семье). Однако безработный, имеющий этот официальный статус, может потерять субсидию и не по своей вине. Например, предложенная ему центром занятости работа (даже дважды предложенная) не подходит - то ли не соответствует его высокой квалификации, образовательному уровню, то ли человек сам чувствует, что с предложенной работой просто не справится. Итог один - отказ в выплате...
Наконец правительство позаботилось, чтобы и сам размер субсидии стал значительно меньше: с целью уменьшения размеров выплат Кабмин ежегодно снижает так называемые социальные нормы потребления, на размер которых и насчитывается субсидия. Скажем, в этом году с 1 мая соцнорма на газовое отопление снижена с 5 до 4,5 кубометра на 1 кв. м площади, а электроотопление рассчитывается исходя из 30 кВт на 1 кв. м площади. И это еще не все: правительство планирует к 2019 году сократить социальную норму до 4 кубометров газа в месяц на
1 кв. м отапливаемой площади (также будет снижена и норма в гигакалориях).
Поможет ли все это выбраться стране и ее населению из тупика? Можно ли поправить положение, продолжая снижать социальные нормы и сокращать количество получателей субсидий, одновременно увеличивая тарифы - да еще на фоне продолжающейся деградации отечественных производств, застоя в экономике? Предположим, что до предстоящих уже весной следующего года президентских и парламентских выборов властям с такой политикой дотянуть и удастся. А дальше? А дальше многое будет зависеть от избирателя. Жаль, если он этого в очередной раз не поймет...

А. БОРОДИН

 


Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 207 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира