УДАРИМ НАШЕЙ СУБСИДИЕЙ ПО... НАШЕМУ ЖЕ ТАРИФУ?!

Провальная политика безудержного повышения газового тарифа с попыткой как-то компенсировать это раздачей субсидий все больше напоминает трагикомедию.

Ведь украинские реалии (прежде всего снижающаяся платежеспособность населения, получающего самые маленькие в Европе зарплаты и пенсии) никак не соответствуют желанию нынешних руководителей страны выполнить взятые на себя заведомо непосильные обязательства по ассоциации с Евросоюзом в части "выравнивания" внутриукраинского газового тарифа с тем, который установлен на европейском газовом рынке.
Ситуация еще более усложняется, поскольку следить за тем, как Украина выполняет это обязательство, взялся Международный валютный фонд - кредитор, который всякий раз грозится в случае чего прекратить кредитование. Причем само "сотрудничество" нашей страны с МВФ также приобретает какой-то нелепый характер. Дошло до того, что кредит этот дают нам не на развитие страны, чтобы вытащить ее из болота, в котором она сидит уже более четверти века, а чтобы она могла рассчитаться с тем же МВФ за ранее взятое в долг.
Например, после случившегося 1 ноября повышения цены на газ для населения на 23,5% из Кабмина поспешили "порадовать" общественность вестью о том, что в ответ на это МВФ согласился продолжить программу кредитования на сумму в 3,9 миллиарда долларов, которыми Украина сможет в 2019 году... рассчитаться по предыдущим займам МВФ (?!).

совместимое с несовместимым

Вернемся однако к тому, как руководство страны собирается совмещать несовместимое, т.е. собирать с населения деньги за дорожающие коммунальные услуги, ставшие ему не по карману. Очень слабой ширмой, за которую пытаются спрятать это рукотворное противоречие, по-прежнему остаются субсидии. Они как бы должны служить громоотводом, забирающим на себя растущую социальную напряженность, чтобы не произошел взрыв. А с другой стороны, МВФ как бы должен поверить в то, что Украина с ее продолжающейся деградацией промышленности, вообще нестабильностью финансовой системы и экономики в целом тем не менее каким-то чудом начинает жить по средствам и выходит на "экономически обоснованные тарифы" (поэтому, мол, ей можно верить и продолжать давать в долг), но...
Ввести в заблуждение МВФ, конечно же, не удается. Он по-прежнему требует резкого сокращения бюджетных отчислений на субсидии, т.е. сокращения получателей госпомощи в разы! Даже несмотря на то, что сам механизм субсидирования у нас чисто манипулятивный: государство "рассчитывается" с компаниями, предоставляющими коммунальные услуги (особенно с газовщиками), не живыми деньгами, а некими бумажными протоколами, а те в свою очередь не протестуют, поскольку и сами задолжали огромные суммы в виде налоговых отчислений в госбюджет.

субсидиантов станет в полтора раза меньше

Тем не менее под давлением МВФ в проекте госбюджета на 2019 год Кабмин урезает расходы на субсидии с 71 млрд грн (как в нынешнем году) до 55 млрд грн. То есть количество могущих в следующем году претендовать на госпомощь планируется сократить в полтора раза. И это после повышения газового тарифа! Да и условия, которыми обставлялось получение субсидий все последнее время, говорили о курсе на жесточайшее сокращение и числа субсидиантов, и размеров самой субсидии.
И вдруг резкий поворот! После холодного душа, вызванного решением правительства в очередной раз повысить цену газа для населения, сразу же, как бальзам на раны, прозвучали на днях следующие слова президента. "Как президент, я поставил правительству очень жесткое требование, - заявил П. Порошенко, - мы должны защитить людей, расширить программу субсидий, увеличить средства на выполнение этой программы, чтобы от роста тарифов не пострадали наименее защищенные слои населения и вообще любой, для кого это повышение является критическим".

необходимо настоящее актерское мастерство

А ведь еще накануне, повторим, усиленно отрезали от субсидий по малейшему поводу. Абсурдность тарифной политики нынешнего руководства страны требует от ее авторов настоящего актерского мастерства (впрочем, прожженные политики, взявшие власть, другими и не бывают). Думается, в данном случае разыгрывается сцена, о которой хорошо известно фанатам голливудских детективов, - "плохой коп и хороший коп" (если кто не знает, так в США называют полицейских).
Хорошим сейчас явно выглядит президент, а плохим, конечно, премьер-министр, якобы прогнувшийся перед МВФ и повысивший газовый тариф для бедного народа. Впрочем, у нас в последнее время "козлом отпущения" автоматически назначается глава правительства, о чем В. Гройсман, конечно же, должен был заранее знать, памятуя судьбу своего предшественника А. Яценюка. Кстати, нынешний премьер уже мог бы и привыкнуть к этому. Ведь не очень давно его уже, как говорится, подставляли по-крупному. Если помните, на последний экономический форум в швейцарском Давосе его почему-то не взяли. Скорее всего именно там глава государства договорился тогда с руководством МВФ о неуклонном повышении газового тарифа до "экономически обоснованного", не предупредив об этом премьера. И В. Гройсману, перед этим клятвенно заверявшему общественность в том, что "никакого повышения газового тарифа не будет", пришлось неловко выкручиваться. Мол, его неправильно поняли - он имел в виду, что повышения газового тарифа не будет "до конца этого года"...
Конечно, главе государства, метящему на второй срок (и как бы не знающему заранее о коварном намерении правительства поднять газовый тариф?), ввиду приближающихся президентских выборов весной следующего года просто необходимо привселюдно, так сказать, приструнить зарвавшийся Кабмин, обидевший украинцев. Свою роль усердно исполняет и правительство. На том же экстренном заседании Кабмина, где было принято решение поднять цену газа для населения, одновременно несколько ослабили удавку, накинутую на потенциальных соискателей субсидий.

обещают и льготы. кому?

Похоже, сделанные послабления не сильно изменят общую суровую картину ранее запланированного сокращения числа субсидиантов почти на миллион семей и снижения расходов из бюджета на оплату "коммуналки" примерно на 20% (т.е. на 10-12 млрд грн в год). Ведь категории граждан, у которых ранее не было шансов получить субсидию, а теперь они появились, достаточно малочисленны. Так, из дохода семьи субсидианта с 1 октября (т.е. задним числом) исключены алименты. А также дотации за выращивание телят - 2500 грн в год за голову.
Без оплаты Единого соцвзноса на госпомощь теперь могут надеяться безработные в селах и райцентрах, а также безработные в городах, если они стоят на учете в центрах занятости. А еще и наемные работники, которым работодатель задерживает зарплату, из-за чего они не могут оплатить счета. Шанс на субсидию появился у семей, где есть онкобольные, а также нарко- и алкозависимые, состоящие на медучете и не работающие (ранее алкашам и наркоманам начисляли доходы в три прожитминимума для трудоспособных - 5523 грн в месяц).
Сделано послабление пенсионерам, получающим пенсию по потере кормильца, и инвалидам, которые могут претендовать на 30-процентную надбавку к соцнормам по потреблению коммунальных услуг. А если субсидиант потребил меньше нормы (по показаниям счетчика) воды, электричества, газа, то он теперь может оплатить только фактически использованные объемы услуг.
Наконец сделана еще одна наиболее спорная поблажка: для владельцев квартир площадью более 120 кв. м и домов более 200 кв. м при оформлении субсидий будет учитываться не вся общая площадь жилья, а лишь обогреваемая, которая, естественно, меньше, но... Многих ли бедных людей вы знаете, у которых есть квартиры по 120 кв. м и дома по 200 кв. м? А ведь поблажка, сделанная Кабмином, позволяет претендовать на субсидию и тем, у кого дома общей площадью и в 250-280 "квадратов". Похоже, что в правительстве почему-то решили защитить не просто людей, а именно богатых. Впрочем, по-настоящему и тут никакого риска увеличить бюджетное кровопускание на субсидии для этой категории граждан у Кабмина нет, ведь у богатых украинцев доходы такие, что ни о каких субсидиях речь идти просто не может.

такой нагрузки бюджет не выдержит

Но даже и эти послабления, как полагают эксперты, трудно будет финансово обеспечить. Бюджет, несмотря на недавний призыв президента защитить пострадавших от последнего повышения тарифов, такой нагрузки, увы, просто не выдержит. Впрочем, сокращение субсидиантов все равно произойдет за счет пенсионеров, которым повысили пенсии и теперь им субсидия просто не положена (или она стала меньше). Наконец никто не отменял и "бумажно-протокольный" бартер, с помощью которого только и может осуществляться такая гиблая тарифная политика.
К тому же коридор, в котором по воле властей приходится барахтаться беднякам, по нужде выпрашивающим субсидию, довольно узкий. Вне его по-прежнему остаются десятки миллионов украинцев с доходами, не очень заметно превышающими минимальные, но уже не дающими право ни на какую государственную помощь. Они в этой "тарифно-субсидийной" трагикомедии вообще не участвуют. Они просто продолжают беднеть.

А. БОРОДИН

 


Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 169 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира