ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ, СУБСИДИИ ЛИШАТ ЗА ДОЛГИ В 340 ГРИВЕН

Читатели "Эхо", получающие государственную помощь в оплате жилкомуслуг, просят еще раз объяснить новый порядок предоставления субсидии, вступивший в силу с начала этого года.

Нужно ли заново подавать документы на оформление помощи? И что нового вносит в систему субсидирования монетизация?

для чего этот сыр-бор с монетизацией?

Надо сказать, что это новое для нас явление - монетизация, т.е. оформление субсидий в денежной форме, породило некоторую сумятицу, поскольку действительно несколько усложнило сам привычный механизм предоставления субсидий, но... При этом для самих получателей субсидий ничего принципиально не меняется. Для чего же тогда весь этот сыр-бор с монетизацией?
Дело в том, что руководство страны дало обязательство Международному валютному фонду с 1 января этого года монетизировать государственную помощь бедным украинцам, которые не могут самостоятельно оплачивать коммунальные услуги из-за неподъемных для них тарифов. Это стало одним из условий предоставления Украине миллиардных кредитов от МВФ. Почему?
Механизм субсидирования, сложившийся в Украине, как говорится, круто замешан на коррупции. Из-за глубокого падения национальной экономики в госбюджете страны просто нет денег, чтобы оказывать такую помощь миллионам бедных граждан (более 50% населения Украины!). Поэтому государство расплачивается с коммунальщиками за бедняков не настоящими деньгами, а некими бумажными протоколами. Газовщиков-монополистов, например, это вполне устраивало: они и сами, получая с помощью непомерно раздутых тарифов сверхприбыли, явно недоплачивали налоги в бюджет. И им это сходило с рук, поскольку подобный "взаимозачет" - благодатное поле для коррупции.
Однако МВФ, стремящийся всячески инициировать в Украине настоящую борьбу с коррупцией, чтобы деньги не оседали в преступных карманах и страна была в состоянии возвращать долги по ранее полученным кредитам, это не устраивает. Надежным и хорошо себя зарекомендовавшим (и не только в Европе) средством против коррупции в этой сфере является монетизация, т.е. проведение всех взаиморасчетов, в том числе и по субсидированию живыми деньгами. Нормальная монетизация - это когда не государство расплачивается за своих бедняков непосредственно с коммунальщиками (в нашем случае - непонятно чем, но только не настоящими деньгами...), а когда люди, нуждающиеся в помощи государства, получают от него на руки живые деньги и сами расплачиваются ими с коммунальщиками. И в этом случае, во-первых, можно установить за такими настоящими платежами четкий контроль, исключающий коррупцию. А во-вторых, право самим распоряжаться полученными деньгами стимулирует получателей субсидий экономить тот же газ, воду, электроэнергию, поскольку сэкономленные живые деньги в этом случае граждане могут использовать по своему усмотрению на иные нужды. В этом смысл традиционной реальной монетизации.
Она себя положительно зарекомендовала, скажем, в соседней Польше и в бывших советских прибалтийских республиках, но... Такая монетизация хорошо работает (и вообще возможна!) лишь тогда, когда количество граждан, нуждающихся в такой поддержке государства, не велико (например, в Польше это лишь 2% населения, в странах Балтии - 5%). У нас же, повторим, таких более 50%! Живых, т.е. настоящих полновесных гривен на такое колоссальное количество субсидий, как говорится, еще вчера у государства не было (поэтому и возникли в качестве расчета подозрительные бумажные протоколы). Что же изменилось с 1 января 2019 года? Ничего. Денег на это как не было, так и нет. А руководство страны, тем не менее, вынуждено начать "монетизацию", поскольку взяло на себя обязательство перед МВФ (чтобы получить кредит).
Поэтому специально для МВФ у нас внедряется нечто имитирующее настоящую монетизацию. О раздаче субсидиантам каких-то живых денег речь не идет. Получателям субсидий на специальных счетах в Ощадбанке будет зачисляться определенная сумма, которая абсолютно без их участия будет самим банком списываться на счета поставщиков услуг. И все. Чем это отличается от прежних "взаимозачетов" с бумажными протоколами? И как правительству, по-прежнему стесненному рамками госбюджета, которого ни на что толком не хватает, удастся предъявить своему кредитору МВФ этот  чисто украинский вид "монетизации" как механизм оформления субсидии якобы в настоящей денежной форме, его проблемы. Тем более что впереди выборы, одним из результатов которых скорее всего станет смена правительства, а может, и вся политика взаимоотношений с МВФ...

что необходимо сделать субсидиантам

Но поскольку уже с 1 января нынешнего года в эту игру с МВФ в "монетизацию" жилкомуслуг втянуты миллионы украинцев, в том числе и жители нашей области, хотим помочь им сориентироваться в этом "новом порядке предоставления субсидий", поскольку изменения действительно есть.
Первое. По соответствующему постановлению правительства, с 1 января рассчитывать на эту "монетизацию" могут только те, кто обратился за субсидией впервые (для остальных с начала года ничего не меняется). Тем, кто просит о субсидии впервые, чтобы ее оформить, необходимо подать заявление в орган Минсоцполитики по месту жительства. Причем обязательным требованием является указание номера мобильного телефона, по которому с потребителями можно будет связаться (что делать тем, у кого мобильника нет, непонятно...).
А всеобщая монетизация, как планирует правительство, начнется с 1 мая этого года. Как сообщили из директората семьи и социальной поддержки населения Минсоцполитики, в мае необходимо будет и всем остальным опять подать соответствующее заявление, приложив к нему декларацию о доходах и разрешение на обработку персональных данных (повторим, те, кто впервые обратился за предоставлением такой льготы  с 1 января, в мае обновлять документы уже не будут).
А дальше будет происходить эта "монетизация" по-украински. Как мы уже сказали выше, платежки за коммунальные услуги будут гаситься автоматически. Предприятия, оказывающие коммунальные услуги, будут присылать в Ощадбанк платежки, исходя из которых банк и будет перечислять необходимые средства. Как мы уже сказали, сами потребители никакого участия в этом принимать не будут, как и в случае с применением бумажных протоколов (правда, эсэмески об этом банк все же получателям субсидий посылать будет - для этого, собственно говоря, и нужны в обязательном порядке мобильники...).

не все так гладко, хотя...

Есть и еще одна уж точно неприятная новость, связанная с монетизацией. Теперь, если задолженность по всем видам оплат превысит 340 гривен, то субсидия будет отменена автоматически! Кстати, задолжать, оказывается, может и государство. Но если раньше, при "бумажно-протокольном" способе расчетов государства с коммунальщиками, это не очень касалось самих получателей субсидий, то теперь руководство "Нафтогаза" сразу предупредило: если государство по каким-либо причинам задержит выплаты субсидий за газ, то потребителям придется из своего кошелька полностью оплатить за потребленный газ, как если бы у них никакой субсидии не было. Иначе они, потребители, ее лишатся. А как же иначе, если вдруг из-за этого возникает задолженность, которая теперь, как известно, не должна превышать те самые 340 гривен...
Впрочем, получателям субсидий даже и при "такой" монетизации оставляется некая отдушина, позволяющая при определенных условиях потрогать руками живые деньги, составляющие часть назначенной им субсидии. Но она существовала и раньше, до всякой монетизации. По 700 гривен получали в конце года украинцы, которым ценой ущемления своего комфорта (а порой и, скажем, добровольных страданий от холода в собственном жилище зимой) удалось сэкономить на коммунальных услугах. Конечно, в свое время им было обещано, что они получат всю сумму сэкономленного, которой смогут воспользоваться по своему усмотрению. Те, кто поверил, мягко говоря, сильно разочарованы...
Однако этот же "механизм" будет действовать и в рамках объявленной монетизации (причем, по мнению украинских чиновников, это, собственно говоря, и есть вся суть "монетизации по-украински"). Только на этот раз уже точно обещают (!) отдавать живыми деньгами всю сэкономленную сумму. Но только один раз в конце года. Однако для этого нужно ежемесячно тратить услуг меньше установленных норм, на которые и начисляется субсидия.
Напомним эти нормы: для холодной воды - 2,4 куб. м; для электричества в домах, оснащенных стационарными электроплитами, - 110 кВт/ч на семью из одного человека плюс 30 кВт/ч на другого члена семьи; для плиты газовой при наличии горячего водоснабжения - 3,3 куб. м; для отопления частного дома - 200 куб. м.
Повторим, что всю сэкономленную сумму в конце финансового года Ощадбанк перечислит на счет, который укажет ему экономный получатель субсидии. Но при этом напомним также, что, например, жителям многоэтажек с центральным отоплением что-либо сэкономить на этом практически нереально. А вот владельцам частных домов кое-что сэкономить можно. Они каждый месяц, если сильно постараются (скажем, экономя газ, перейдут на отопление чем придется), то смогут сэкономить до 50 гривен. В год это будет примерно 500-600 гривен.

вместо эпилога

Чем такая экономия отличается от прежних 700 гривен, получаемых без всякой монетизации? Если настоящая монетизация, как свидетельствует опыт ряда европейских государств, стимулирует получателей субсидии к экономии, то "монетизация по-украински", пожалуй, на это не способна. Ведь за деньги, полученные от нашей экономии, невозможно осуществить надежное утепление жилья или перейти на энергосберегающее оборудование. Но, похоже, пока действует это правительство, осуществляющее именно такую монетизацию, к ней нужно быть готовым. Хотя уже понятно, что о настоящей монетизации в традиционном смысле этого слова в наших нынешних условиях (прежде всего экономических) думать еще рано.

А. КОВАЛЬСКИЙ

 


Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 248 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира