ЖАЛОБНУЮ КНИГУ ОТМЕНЯЮТ

Книги с красноречивым содержанием, официально именуемые "Книгой отзывов и предложений", были популярны в Украине еще с советских времен.

Проштампованная книга с пронумерованными страницами должна была защищать права потребителей и присутствовать во всех сферах обслуживания. Приравниваемая к документу строгой отчетности, она лежала на видном месте и была доступна всем. Чтобы оставить свой "автограф", достаточно было указать свою фамилию и контакты. А дальше уже дело техники. После появления отзыва, в особенности нелестного содержания, руководство заведения должно было безотлагательно принять меры по устранению недостатков и провести "воспитательную" работу с кадрами, которым адресовалась запись. И не всегда беседа носила профилактический характер. Из- за высказанных претензий легко и просто можно было потерять работу.

Мы теперича не те, что давеча

Шутливая поговорка точно передает суть декоммунизации жалобной книги, попавшей в немилость к реформаторам из-за своей вредоносной советской родословной. Книга, мол, мешает бизнесу и вводит в заблуждение пользователей. Таков вердикт Кабмина, отменившего обязательное ведение ее предприятиями. Похоже, что немые свидетели всех бед и побед советского потребителя скоро отойдут в область преданий. Инициатором отмены "потребительского стона" выступило Минэкономразвития. Мол, затратная часть на это изжившее себя удовольствие несовместима с его коэффициентом полезности. С этим трудно поспорить: в какие бы инстанции сегодня ни обращался обманутый потребитель, это все пустая трата времени и нервов.
А вот эксперт Максим Несмеянов уверяет, что "жалобная книга - это дешево и доступно всем".

Мнения разделились

"Эхо" пообщалось с простыми людьми, представителями бизнесс-ассоциаций, работниками супермаркетов и "палаточного городка" на Полевой в Житомире, где торгуют всем: от продуктов и хозяйственных товаров до одежды, чтобы выяснить, где житомиряне смогут защитить свои права и все ли спешат отменить жалобную книгу.
Как уверяет поставщик пищевой продукции Владимир Кузьменко, сегодня эта книга почти как минеральная вода: ни пользы, ни вреда. А вот покупатель Андрей Гольцман считает, что подобные жалобы не всегда эффективны по вине самого руководства. С ним соглашаются другие потребители, имевшие несчастье связаться с этой бесполезной писаниной. Например, Татьяна Коваленко оставила соответствующий отзыв в книге жалоб в "Ашане", но ответа, содержащего отчет о проделанной работе и принятых мерах, так и не получила.
Многие активисты уверены, что только Интернет спасет мир от шарлатанов, мошенников и хамов.
Некоторые из торговых работников высказали мнение, что эта книга им совсем не мешает. А в некоторых случаях, когда надо избавиться от нерадивого сотрудника, даже помогает. Описанные претензии от потребителей услуг могут служить доказательной базой для увольнения работника, не соответствующего занимаемому месту.
Сельские жители и люди пенсионного возраста не в восторге от нововведения. Да и многие украинцы, идущие в ногу со временем, считают, что теперь защитить свои права станет еще сложнее.
Но еще не все потеряно. В Сети появилась информация от магазина "Сельпо", что книга жалоб им не мешает и отменять ее пока не будут. Там уверены, что Интернет, который не содержит контактных данных, не заменит живое общение с недовольным клиентом. "Нам проще оставаться с потребителями нашей продукции на связи. Позвонить - и услышать претензии (их можно всегда устранить) из первых уст, а не читать в социальных сетях комментарии, обрастающие неимоверными и не всегда достоверными подробностями", - заявили в магазине.
В сети АТБ, судя по всему, тоже пока ничего менять не собираются. Во всяком случае воскресный поход в магазин убедил, что все пока остается на своих местах. И книга жалоб не утилизирована.
Поживем - увидим, заработает ли на благо граждан эта инициатива власти. Ее высокопоставленные почитатели уповают на Закон "Об обращении граждан", согласно которому каждый украинец имеет право обращаться в любое заведение с жалобой и предложением письменно. В том числе и в налоговую, и в органы местного самоуправления. И даже в антикоррупиционное бюро. В случае, если во всех вышеперечисленных инстанциях вас отфутболили, можно попробовать еще один вариант - обратиться в суд. Но это только в том случае, если у вас есть время и деньги.

Подготовила Светлана МИХАЛЕВА

 


Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 124 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира