ПРАВИТЕЛЬСТВО: АДРЕС У СУБСИДИИ ОДИН - БЕДНЫЙ УКРАИНЕЦ...

Политика субсидирования, т.е. оказания госпомощи бедным в Украине, резко отличается от того, как это делается у наших западных соседей.

Там в такой государственной помощи нуждается крайне ограниченное количество граждан (например, в Польше это не более 2% населения). И в этом случае субсидия достаточно эффективна и не напрягает госбюджет.

Из 42-х стран европы мы самые бедные...

У нас же в субсидировании нуждается по сути огромное количество домохозяйств. И ситуация, увы, не улучшается. По данным компании Gfk в исследовании Purchasing Power Europe 2019, годовой доход наших граждан оказался аж в восемь раз меньше, чем у европейцев (в нынешнем году один житель Европы в среднем получал 14739 евро, а среднестатистический украинец - 1830 евро).
То есть по покупательной способности граждан среди 42-х стран Европы мы оказались на последней строчке (тройка самых отсталых выглядит так - Косово, Молдова, Украина).
На нашей покупательной способности сильнейшее негативное влияние оказывает груз постоянно растущих коммунальных расходов. Только в нашей Житомирской области в январе-сентябре этого года субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг были назначены 106,1 тыс. домохозяйств (19,1%!).
Причина такой бедности давно всем известна - деградация национальной экономики, которая, увы, с каждым годом усиливается. Вот и в этом году отмечается дальнейшее снижение промышленного производства, т.е. Украина продолжает пребывать в системном хроническом кризисе.
Мудрые люди издавна считали, что точно знать причину беды - это почти половина успешного избавления от нее. К сожалению, ни одна из сменявших друг друга команд, правящих страной после обретения ею независимости, такой мудростью не отличалась. Похоже, и пришедшее к власти новое руководство пока такую мудрость не демонстрирует, поскольку продолжает тупиковую политику своих предшественников: пытается субсидиями компенсировать населению повышение и без того неподъемных для большинства коммунальных тарифов... Хотя, повторим, всем давно известен единственный подходящий рецепт борьбы с бедностью - развитие отечественной экономики.

Адресность нам поможет?

Справедливости ради необходимо все же отметить некое желание нового Кабмина несколько усовершенствовать этот тупиковый механизм. Вытащить страну из болота, в котором она застряла, это в принципе не поможет, но все же... Поскольку пропащую промышленность страны эта команда, по всему видать, развивать не собирается (надеется лишь на средства от приватизации, особенно от продажи земли - деньги разовые, после которых вновь хоть шаром покати...), она взяла курс на усиление именно адресной помощи наиболее нуждающимся.
В принципе это дело стоящее, если бы все происходило в более благополучной стране, а не в самой бедной в Европе, где чуть ли не 80% населения, по европейским меркам, находится за чертой бедности... В частности именно такой подход наблюдается в нынешнем правительстве и в отношении, например, льготников. Планируют предоставлять льготы не всем гражданам, входящим в определенную категорию, а адресно - конкретному нуждающемуся в помощи государства человеку. Например, есть два "чернобыльца", у одного из которых не хватает средств на дорогущие лекарства, и он медленно умирает, а у другого - успешный бизнес (магазин, особняк, авто...). А льгота положена обоим! То же самое и среди бывших атошников. То есть предполагают оставлять льготы (по "коммуналке", по проезду и т.д.) не с учетом категории, а индивидуально - только тому, кто действительно нуждается. Причем помощь такая будет абсолютно монетизирована. Получил деньги и делай с ними что хочешь: можешь потратить на поездку, а можешь ходить пешком, а деньги потратить на что-нибудь иное.
Такой подход соответствует общеевропейскому опыту, но... Сослужит ли он службу в отношении субсидиантов, получающих помощь от государства на уплату коммунальных услуг? Повторим, количество нуждающихся в ней у нас, к сожалению, не уменьшается (по причинам, о которых уже сказано выше).

Норму обязательного платежа увеличивают!

Что же конкретно собираются сделать в правительстве с субсидированием? Во-первых, как заверил на днях премьер-министр А. Гончарук, сам размер субсидий уменьшать не будут, т.е. все нуждающиеся в помощи ее получат. Словом, используются старые добрые грабли: "Кабмин работает над тем, чтобы назначение льгот на оплату услуг ЖКХ охватило большее количество малоимущих украинцев" (политика, которую давно уже очень метко назвали "консервирование бедности").
И уже первое изменение в законодательстве вызывает большую тревогу. С мая 2020 года получатели субсидии будут платить за "коммуналку" больше: если сейчас норма обязательного платежа составляет 15% среднемесячного совокупного дохода домохозяйств, то в следующем году эта норма для получателей субсидий увеличивается до 20%! Об этом говорится в свежем Постановлении Кабинета Министров Украины №878 от 20 октября 2019 года.
Иными словами, если семья сейчас тратит 15% от общего дохода на оплату коммунальных услуг, то она имеет право на получение скидки от государства. А с мая следующего года нуждающаяся семья сможет получить субсидию только в случае, если ее оплата за "коммуналку" уже будет составлять 20% от доходов. Теперь понятно?
А премьер Гончарук, делая вид, что ничего страшного не происходит, по-прежнему успокаивает, мол, и при этом все будет хорошо: чем меньше у семьи доход, тем большую она получит помощь. Знаете, чем он при этом мотивирует? Мол, в прошлом отопительном сезоне (2018-2019 годов) средний размер платежа от дохода семьи составлял всего 9,78% (хотя в формуле показатель равен 15%). А сорок процентов семей вообще платили всего до 7%. Словом, увеличение нормы якобы не означает, что именно такой увеличенный процент (20%) от доходов семьи придется на обязательный платеж...
Подвох, на наш взгляд, в том, что общественность пытаются успокоить "специфическим" для нынешней Украины способом: не волнуйтесь - бедных не убавится, а, наоборот, прибавится, поэтому и обязательный платеж у них будет ниже, чем повышенная до 20% норма?! Хотя на самом деле, увеличивая норму обязательного платежа, правительство рассчитывает на увеличение денежных поступлений за коммунальные услуги. Впрочем, в устах премьер-министра все это звучит весьма благородно: "Мы хотим, - объяснил А. Гончарук, - чтобы больше в программе субсидий оставалось для наименее состоятельных категорий. Например, детских домов семейного типа, которые ранее не были в программе, и семей с низкими доходами".

 

Как из гнилых досок построить новый сарай?

Словом, нынешнее правительство оправдывает свое фактическое "затягивание поясов" тем, что не в пример прежнему руководству заботится о детдомах семейного типа. А заодно и фактически подтверждает, что количество "семей с низкими доходами" лишь увеличится... Хотя этим решением нынешний Кабмин как бы самостоятельно выводит из категории таких нуждающихся семей домохозяйства, которые якобы смогут справиться с 20-процентным обязательным платежом за комуслуги. Это при постоянно растущих тарифах, особенно в отопительный период!
О чем это все говорит? О том, что чудес не бывает. Даже если избрать в руководство страны комиков, фотографов, безработных и в целом людей симпатичных, никак не связанных с прежними коррупционными схемами во власти, однако и не имеющих никакого представления о том, как управлять страной, ее тяжелейшие проблемы не рассосутся сами собой. Можно до бесконечности "усовершенствовать" систему субсидирования в стране, бедность в которой только увеличивается. Ничего не получится: не стоит разбирать старый сарай, чтобы из гнилых досок пытаться построить новый.

А. КОВАЛЬСКИЙ

Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 130 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2018. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира