ОПОРНАЯ ШКОЛА - ГЛАВНАЯ ШКОЛА ГРОМАДЫ. А ОСТАЛЬНЫЕ?

ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ НА СЕЛЕ, НЕКОТОРЫЕ ШКОЛЫ... НЕ БУДУТ ФИНАНСИРОВАТЬ

Обучение в селе хуже, чем в городе. Эта проблема досталась независимой Украине еще от советских времен. А уже в наше время с развалом коллективных хозяйств, т.е. утратой главного - рабочих мест и связанного  с этим ускоренного умирания множества сел, проблема сельской школы усугубилась. Украинские власти какое-то время по инерции еще опасались закрывать школы, катастрофически теряющие учеников, да и учителей-предметников (оставшиеся учителя до сих пор вынуждены преподавать по несколько предметов, что, как резонно полагают в Минобразования, резко снижает качество обучения). А чтобы выпускники сельских школ все же могли поступать в вузы, им делали соответствующие послабления, надеясь, что они-то уж точно вернутся в свои села агрономами, врачами, учителями...
Увы, из этого мало что вышло. А уж качество школьного обучения на селе продолжило снижаться. Как показали свежие результаты PISA (международного исследования качества образования), подростки в украинских селах отстают в знаниях и навыках от своих городских сверстников более чем на два с половиной года обучения. А в математике - на три. И результаты последнего ВНО это подтвердили: 60% выпускников сельских школ сдают ВНО не более чем на 6 баллов по 12-бальной шкале.
О причине этого уже было сказано выше. Добавим лишь то, что материально-техническая база сельских малокомплектных школ несопоставима с возможностями городских школ. Как быть? Смогут ли появляющиеся в результате административно-территориальной реформы объединенные территориальные громады (ОТГ) по своим финансовым возможностям "потянуть" все имеющиеся у них школы, если этого не может сделать даже государство?
Словом, систему школьного образования на селе приходится менять. Сельские школы фактически объединяют: главной школой громады становится так называемая опорная школа, а все остальные (базовые и начальные школы) станут ее филиалами. Но, конечно, не обойтись без закрытия ряда школ. Со следующего, 2020 года школы, в которых менее 40 учеников, просто перестанут финансировать из госбюджета (кроме, конечно, начальных). Не будут финансировать и 10-11 классы, если в них меньше 20 учеников. Что делать с такими школами? Это будут решать советы ОТГ или райрады. То есть все придумано так, что социальное недовольство по случаю закрытия малокомплектных школ выльется не на центральную власть, а на местную. (Впрочем, остается еще отдушина, но для этого нужно будет исхитриться и перевести такие школы в разряд начальных (1-4 классы) либо базовых - с обучением по 9-й класс. А остальным ученикам придется ездить в опорную школу.
Что же такое опорная школа, т.е. главная в ОТГ? Судя по предъявленным к ней требованиям, это будет чудо-школа, нисколько не уступающая самым "продвинутым" городским. По материально-технической базе, конечно, которая должна быть самой современной. Вплоть до скоростного Wi-Fi на ее территории.
В классе должно быть не меньше 15-ти и не более 30-ти учеников. И на 300 школьников положено два компьютерных класса - по 15 компьютеров в каждом. И туалеты должны быть не во дворе, а в здании школы. (Еще одно обязательное условие: опорная школа должна быть полностью доступной для учеников с инвалидностью).
Все опорные школы обязаны иметь футбольное поле с профессиональным искусственным покрытием и площадку для баскетбола и волейбола с резиновым покрытием, профессиональные беговые дорожки. И все это к тому же должно быть освещено.
Учеников из ближайших сел в опорную школу должен возить школьный автобус, для чего обязательно необходима хорошая дорога (время такой поездки не должно превышать 30 минут).
Достаточно ли создать в каждой ОТГ по такой шикарной школе, чтобы сделать образование на селе лучше? И что же изменится в формально принадлежащих ей базовых и начальных школах? Только время может дать ответ. А пока из 840 опорных школ, уже созданных в Украине (их начали создавать еще в 2016 году), примерно две сотни вышеперечисленным требованиям не отвечают. Считается, что дело не в скудности средств, выделяемых на опорные школы, а в том, что тогда еще не было четких критериев для них.
Во всяком случае на ремонт и закупку оборудования для опорных школ страны в следующем, 2020 году Минобразования направит 3,5 млрд грн. Причем только на закупку школьных автобусов выделят на 100 млн грн больше, чем в нынешнем году.
Во всей этой радужной картине все же торчком стоит острый вопрос о том, куда денут учителей тех школ, которые будут закрыты. В министерстве успокаивают: мол, если такие школы местные власти не смогут финансировать сами, то их лучше перепрофилировать в базовые или начальные, т.е. превратить их в филиалы опорной школы. А значит, и учителей в школах, ставших филиалами, сокращать не придется.

А. КОВАЛЬСКИЙ

Баннер
Баннер

Лента новостей

сейчас на сайте

Сейчас 92 гостей онлайн

Газета "Эхо" © 1989-2019. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на на http://www.exo.net.ua обязательна
новости житомира